Платье
06.02.2017Пластические костюмы и графические задники
Как мы помним, аналогичный путь проходили и футуристы: от станковой формы картины к пластическим комплексам, которые становились самоигральными объектами, несущими в себе элементы зрелища, уже специфически театрального. Точно так же и для супрематизма сцена открывала одну из возможностей решения его общей задачи: выхода в реальное пространство и воплощения в форме персонажей представления. Если же оценивать этот процесс с точки зрения эволюции сценического творчества первой трети XX века, то тенденция пространственно-объемной реализации супрематических принципов, как ее понимали Малевич и Лисицкий, вела и здесь к созданию еще одного, следом за кубистическим и футуристическим, варианта театра художника. Если вам нужно платье, тогда посмотрите на платье и выберете то, которое вам подходит.
Отличие этого варианта от того, который предложил в 1913 году Малевич, было тем более очевидно, что одновременно с работой Лисицкого над проектом электромеханического представления, группа «Уновис» восстановила и 6 февраля 1920 года показала зрителям петербургскую версию оперы. Под руководством самого Малевича его пластические костюмы и графические задники воспроизвела (с некоторыми изменениями и дополнениями) В. Ермолаева.
На сей раз был показан и занавес в виде черного квадрата, который, как мы помним, не вошел, вопреки воле Малевича, в спектакль 1913 года и который сам автор считал предтечей супрематизма. Однако теперь, когда станковый супрематизм уже не только состоялся, но и готовился к своей экспансии в другие сферы художественного творчества, такое восстановление этого предсупрематического пластического решения семилетней давности могло иметь значение лишь повторения пройденного и для Малевича, и для его учеников. Не случайно одновременно с «Победой над солнцем» был показан балет, решенный Н- Коган в иных, не кубистических и футуристических (как это было у Малевича в 1913 году), а полностью супрематических принципах. (Об этом интереснейшем опыте пойдет речь ниже там, где будет говориться о представлениях театра художника, строившихся на выразительности уже не столько пластических костюмов и марионеток, сколько визуальных средств как таковых).