Инструмент
16.01.2017Фрикционный диск размещается на ведомом валу на шлицевой ступице, чем обеспечивается возможность его осевого перемещения. Нагрузка дисков осуществляется пружинами (часто регулируемыми), а выключение - выжимным рычагом. На этом принципе создаются различные модификации дисковых муфт с механическим, пневматическим, гидравлическим или электрическим включением; с различным количеством фрикционных дисков; со специальными разводящими («чистое выключение») пружинами, размещенными между фрикционными дисками; с работой пар трения всухую и со смазкой. Работу фрикционных узлов со смазкой следует разобрать подробнее.
Несмотря на то что размещение фрикционных дисков в масляной среде снижает коэффициент трения (передаваемый момент), подобное конструктивное решение дает ряд преимуществ перед несмазываемыми узлами. Так, отпадает необходимость защиты фрикционных дисков от случайного попадания смазки из других узлов машины, что обычно создает большие конструктивные трудности. Проще решается задача компенсации снижения крутящего момента увеличением осевой нагрузки без опасности появления схватывания, катастрофического износа, вибраций и пр. Более того, правильная смазка муфты способствует отводу генерируемого в процессе трения тепла и удалению продуктов износа, увеличивая таким образом не только плавность работы, но и срок службы узла. Поэтому смазываемый инструмент получил в последнее время чрезвычайно широкое распространение в машиностроении. Онивытесняет сухие, особенно в тех отраслях, где требуется очень плавное включение. Аналогичная ситуация - вытеснение колодочных конструкций дисковыми - сложилась и в области создания тормозных устройств.