Первые проявления внимания
06.12.2016Доктор Веселы указал на то, что славянская взаимность должна прежде всего проявляться в непосредственном ознакомлении славян друг с другом, поэтому так желательны взаимные посещения...» Яначек указал «на роль музыки в славянской взаимности и благодарил А. Архангельского, неутомимо трудящегося над славяно-русским сближением в музыкальной области. На вечере присутствовала местная интеллигенция, члены Русского кружка, учитель русского языка профессор Неелов и многие русские гости из Вены». Этот вечер не прошел бесследно. Несколько лет спустя Яначек обратился к «Тарасу Бульбе» Гоголя и «Сказке о царе Берендее» Жуковского.
Одной из своеобразных особенностей музыкальной теории и. практики Яначека, вызывавшей да и сейчас встречающей противоречивые суждения, являются так называемые «речевые мелодии» иди «речевые поНевки» ' На протяжении почти всей творческой жизни Яначек проявлял пристальный интерес к тому, как в звуках речи выражается эмоционально-психологическое состояние человека. Он вслушивался и фиксировал их с помощью нот, стремясь обнаружить скрытую мелодию и понять закономерности, управляющие речью. Яначек знал труды ученых - психологов и музыковедов В. Вундта, О. Гостинского и многих других, занимавшихся этими проблемами. Хотите, чтобы вас окружали красивые вещи? Закажите товары телемагазина оптом.
Первые проявления внимания Яначека к «мелодии речи», как это установил Б. Щедронь, относятся к 1884-1885 годам. Композитор в эту пору изучал звуковысотную шкалу декламации драматических актеров. Но неизвестно, стремился ли он уже тогда найти аналогию между трагедийной декламацией (его рецензия посвящена исполнению «Отелло» Шекспира), пением и живой речью. Возможно и то и другое. В XVII веке создатели французской классической оперы Люлли и поэт Ф. Кино в речитативах опирались на декламацию замечательной трагической актрисы М. Шанмеле - ученицы Расина. Вспомним, что в 1887 году Яначек создал первую редакцию трагической оперы «Шарка».