Профнастил для забора
23.07.2016На протяжении всей своей жизни Крэг не умел и не хотел скрывать жгучую, не знающую ни меры, ни границ неприязнь по отношению к своему соотечественнику. Он ненавидел Шоу за мать - Эллен Терри, считая, что Шоу исказил ее образ в своих статьях и письмах и совершенно не понял природу ее дарования; за своего приемного отца и духовного наставника - Генри Ирвинга, под руководством которого сделал первые шаги па сцене в качестве актера. О чем бы ни писал Гордон Крэг, он находил повод, чтобы выступить против Шоу. Как будто свои великолепные монографии о Терри и Ирвинге он сочинил только для того, чтобы вступить в полемику с Шоу. В основе личного раздражения Крэга скрывался глубочайший антагонизм взглядов, позиций, идей, которые он и Шоу в современном театре представляли. Шоу со снисходительной, а то и попросту добродушной иронией относился к сыну столь почитаемой им Эллен Терри (Крэг был на пятнадцать лет моложе). Профнастил для забора. Сначала он видел в Крэге всего лишь не очень способного, по его мнению, актера. Ни режиссуру, ни работы Крэга - художника Шоу в большинстве своем не принимал. В то же время он никогда не выступал инициатором публичных перепалок, не отвечал на резкие выпады Крэга, внешне проявляя значительно большую терпимость. К сожалению, серьезный и глубокий конфликт между Шоу и Крэгом получил в новых работах об английском режиссере поверхностное изображение, сведен чуть ли не к «конфликту характеров», его исторические, идейные основы не выявлены. Богатые фактическим информационным материалом, новые монографии о Крэге зарубежных исследователей не дают верного представления о месте и значении его творчества в ожесточенных идеологических сражениях в европейском театральном искусстве конца XIX и первой половины XX века.