Лиственница доска
23.07.2016А не покрывают найденные определения, а также те, что еще можно было бы придумать, содержания бурно развившихся режиссерских исканий, которые ведутся в этом или примерно в этом направлении в европейском театре, потому что содержание их огромно и неисчерпаемо - содержание сложнейших духовных процессов и борьбы идей в жизни разных стран. Здесь и великие свершения, и поражения человеческого разума, испытавшего трагикомедию в условиях буржуазного общества с конца XIX века и получившего огромные возможности для своего развития в обстановке победившего социализма. Здесь отражение и попытка осмыслить ожесточенные схватки идей и столкновение целых идеологий; безжалостное развенчание устаревших идеалов в произведениях сатирических, склонных к гротескам, к максимально заостренному художественному воплощению реальности; освоение современных идейных схваток в спектаклях, весьма далеких от сатиры. Одним словом, еще одна театральная лиственница доска, охватывающая все стороны творческого процесса в соответствии с определенным методом познания и воспроизведения жизни.
Движение к Брехту начиналось с Ибсена и Шоу. Недаром, говоря о становлении «драмы идей», интеллектуальной драмы, Шоу писал еще в «Квинтэссенции ибсенизма» в начале XIX века, что вторжение дискуссии в драматическое действие и ассимиляция с ним имели серьезные последствия. За этим следовал, как он заявлял, отказ от старых драматургических приемов, понуждавших зрителя интересоваться несуществующими людьми и невозможными обстоятельствами, отказ от заимствований из судебной практики, от техники взаимных обвинений. И наконец произошла «замена всего этого свободным использованием всех видов риторического и лирического искусства оратора, священника, адвоката и народного певца». Аналогичные процессы происходили в ту же пору в театре - прежде всего в театре Шоу, который со всей отчетливостью представал в воображении автора и который отчасти он все же создал в первое десятилетие XX века.