Novec1230
23.07.2016Явился Брехт, с успехом и абсолютной органичностью совместивший в своем лице драматурга и режиссера, и многое в эстетике сложного, емкого и многоцветного театрального движения прояснилось. Прежде всего зависимость и этого раздробленного, несущего в себе неизменную конфликтность направления режиссерских исканий от современной и классической пьесы. Без драмы - той драмы, которая была ему нужна,- и данное направление ничего бы не достигло. Выяснилась также безграничная широта апелляций режиссерских поисков этого типа к самым разнообразным традициям театральной культуры, к традициям зрелищ и празднеств, к народному творчеству.
Психологический театр, театр переживания novec1230, проявил по отношению к прошлому большую непримиримость, чем интеллектуальный театр, эпический театр, театр площадей и улиц,- традициями он воспользовался гораздо скупее, самым тщательным образом отобрав их. Опирающийся на драмы Чехова, этот театр выглядел по преимуществу театром актера, так как режиссер понимал свою высшую цель в том, чтобы «умереть в актере». Диктатура режиссера, большая или меньшая, всегда выступает открыто, дразнящее, вызывающе в театре второго типа, почему данный театр и кажется прежде всего режиссерским.
При всей неточности приведенных выше определений второго направления режиссерских поисков в европейском театре каждое из них, однако, указывает на важную сторону исканий. Интеллектуальный театр - потому что «интеллектуализм» занимает в нем доминирующее место и положение. Идеи - основной материал драматургии, находящейся в основе интеллектуального театра, идеям подчинена система художественной образности. Ведь недаром пьесы Ибсена, Шоу и некоторых других драматургов еще в конце XIX века называли «драмами идей».