Компьютерная диагностика двигателя
23.07.2016Еще более приблизительны, условны общие характеристики, которые даются другому творческому направлению, также весьма влиятельному и сохранившему свое насущное значение до нынешних дней в европейском театре. Интеллектуальный театр? («А разве Чехов не был интеллектуален?»- немедленно парируют оппоненты). Эпический театр? («Но этот термин ввел в обиход Брехт? Стоит ли и можно ли распространять его на театры других режиссеров и драматургов?» - сразу последуют вопросы на вопрос). Театр площадей и улиц? («Пожалуй, слишком узко и ограниченно!» - тут же не без оснований будет брошена реплика). Возможно вам понадобится компьютерная диагностика двигателя.
Вместе с тем очевидно, что поиски новых форм реализма велись начиная с рубежа XIX и XX веков и в направлениях совсем иных, чем, условно говоря, чеховское направление. Хаос в этих одновременных, но во многом отличающихся друг от друга поисках царил на первый взгляд неподобающий, порядка как будто не было никакого. То режиссерские открытия вплотную сближались с тем, что делалось в драматургии, и всецело зависели от нее. То режиссеры проявляли заносчивость и самонадеянность, стараясь вовсе обойтись без литературных произведений. Иной раз, засучив рукава, они принимались перекраивать на собственный страх и риск великие произведения классики. Вожди и идеологи этого второго направления нередко жаждали самоутвердиться независимо от драматургии, вопреки ей.
Когда же драматурги и режиссеры образовывали плодотворный союз, немедленно выяснялось, что объединяет их в первую очередь неистовое, одержимое бунтарство, неприязнь к авторитетам, нетерпимость по отношению к рутине, косности в любых областях, включая эстетическую. Выбрав нескольких художников из числа активно содействовавших обновлению европейской сцены XX века, Ю. Завадский писал недавно: «Шоу, Мейерхольд, Вахтангов, Брехт - тут есть над чем подумать, объединяя в один ряд эти замечательные имена, в этаком строе своеобразного, колючего и беспокойного содружества, содружества бунтарей против унылой закостенелости и благополучной успокоенности в искусстве, а следовательно, и в жизни...»