Труба профильная
23.07.2016Разумеется, все привычные определения - психологический театр, театр переживания, театр «душевного натурализма» - приблизительны и не исчерпывают содержания произведений театрального искусства, так или иначе принадлежащих данному творческому направлению, далеко не все говорят они и о формах этого театра, но внимание на некоторых существенных моментах тем не менее фиксируется. На рубеже XIX и XX веков возник новый интерес к психологии современников, путям и методам ее постижения и воплощения: заново встал вопрос о границах познания душевного мира человека искусством, а заодно общий вопрос - о путях и пределах человеческого взаимопонимания, что продолжает волновать деятелей искусства, реалистов, до настоящих дней. Художники разных стран, а русские художники едва ли не в первую очередь, принялись за раскопки «душевных глубин», отыскивая ключи к самым заветным «тайникам» человеческих душ. Речь шла о поэтическом осмыслении драматически и сложно меняющейся исторической действительности, о выражении ее сути через камерное, интимное - тонкие и нежные движения человеческих сердец. Но за рамками общеизвестных определений новаторских особенностей данного творческого направления - труба профильнаяи широта поэтических обобщений; глубина трагизма, следующая из осознания яростного наступления капитализма, принимающего все более изощренные формы, на проявления человечности и духовности в социальных условиях, обнаруживших до конца свои бездуховность и бесчеловечность; и наконец гигантское историческое содержание жизни, лежащее в основе психологических исследований и анализа человеческих душ.