Газовая труба в квартире
14.06.2016Не случайно Войняковский особенно любит погрудный портрет, где модель прямо или в три четверти повернута к зрителю, где лицо находится почти точно в центре полотна, акцентировано и светом, и цветовым решением. И эта схема, особенности ее трактовки снова и снова напоминают польские работы начала и середины XVIII века.
Далеко не всегда в его картинах появляется ощущение живой воздушной среды, окружающей человека. Часто это именно плоский, почти локальный фон, порой высветленный у головы, обычно выдержанный в оливково-серых тонах. Он вообще очень любит зеленовато-оливковый, серый цвета, оживляя строгую гамму своих портретов пятном красного, розового или белого цвета. Причем в лучших работах цвет начинает играть все более серьезную роль, уже как некий эмоциональный акцент, изменяющийся в зависимости от характера портретируемого, что является новостью для польского искусства. Это предвещает наступление новой эпохи в искусстве портрета - эпохи романтизма с цветовой гаммой, построенной на контрастно звучащих сопоставлениях цветов, их драматизации, особой эмоциональной насыщенности колорита и световых акцентов, резкими ударами вырывающих из сгущенной атмосферы портрета лицо портретируемого. Вам мешает газовая труба в квартире? Специалисты перенесут ее в удобное для вас место.
Однако у Войняковского эти черты находят лишь свое первоначальное выражение. Он еще очень связан в колорите с традицией XVIII века, где превалировало единое, тональное решение. Пожалуй только цвет у него более сгущен и взят в более остром, насыщенном и локальном звучании. Кроме того, портреты Войняковского еще очень спокойны, сдержанна люди на них владеют своими чувствами так, как это положено представителям просвещенного века, и бурная одушевленность, пылкая страсть прорываются лишь намеком. Спокойна и гладка фактура его картин и лишь в рисунках выступает более непосредственно романтическое начало.