Студия лофт 1905 года
14.06.2016Культурная жизнь в Польше была в это время интенсивной и живой. Центры в провинции, салоны в столице, первый национальный театр, под руководством В. Богуславского, ставший средоточием патриотических настроений, успехи в литературе, богатая поэзия и национальная драматургия, широкая издательская, публицистическая деятельность,- все это развивалось, росло, спорило, боролось и создавало новую, светскую, совершенно независимую от церкви и все менее непосредственно связанную с королевским двором культуру.
В изобразительном искусстве появился первый передовой отряд национальных мастеров, со всей убедительностью засвидетельствовавший, что становление основ национальной школы уже произошло, хотя основные успехи польского искусства были еще впереди. Они проявятся в те, недалекие, тяжелые времена, когда страна окажется расчлененной на части, единая государственная история, единая студия лофт 1905 года перестанут существовать, но именно в культуре загорится огонек, который в определенные периоды будет единственным свидетельством жизни и надежды нации. В этом плане нас интересует деятельность К. Войняковского. Он является, безусловно, крупнейшей фигурой в польской портретной живописи конца века и одним из лучших художников эпохи Просвещения в Польше.
Очень одаренный художник Войняковский был портретист по призванию. Этот выходец из провинциальной мещанской среды, благодаря своему таланту смог стать на уровне европейского искусства портрета. Войняковский происходил из бедной краковской семьи; видимо, способности его к живописи сказались рано, так как сохранились сведения о его вступлении в цех краковских живописцев. Диплом, выданный Войняковскому этим цехом, говорит о достижении им определенного уровня живописного ремесла. В 1790 году он был отправлен в обучение к Баччарелли в Варшаву большим знатоком искусств Ю. Сераковским. За время своего обучения Войняковский стал профессиональным художником, усвоившим ряд особенностей творческого почерка учителя. Это касается прежде всего рисунка - динамичного, живописного, богатого светотеневыми контрастами. Но тип портрета, сложившийся в творчестве молодого художника, сильно отличался от парадных полотен учителя.