Регистрация договора дду
09.06.2016Завершая разговор о новой опере Щедрина, надо сказать и об одном важном ее участнике, роль которого трудно переоценить. Речь идет о том компоненте оперного синтеза, который следует за певцами подобно тени, как верный друг и советчик. Последнее сравнение возникло не случайно, поскольку оркестр в опере Щедрина в общем-то держится от певцов на почтительном расстоянии, лишь иногда порываясь занять место под солнцем. Здесь композитор скорее ориентировался на традиции Мусоргского, а также Прокофьева, для которых основной задачей оркестра в опере остается поддержка вокальной партии, обрисовка оттеняющего фона. Видимо поэтому из состава оркестра исключены скрипки, звучание которых ближе всего напоминает человеческий голос, не столько по тембру, сколько по тонкости и богатству нюансов исполнения. По сути дела устранив момент состязания оркестра с певцами, Щедрин отказался от главного инструмента, способного бросить вызов голосу.
Сказанное, однако, не означает, что функция оркестра второстепенна. Оркестр создает своеобразное «интонационное окружение», в котором словно «взвешена» вокальная партия. Особенно наглядно это проявилось в построении звукокомплексов фона, где растворены интонационные обороты, кристаллизующиеся в вокальных партиях. Возможно понадобится регистрация договора дду.
В опере Щедрина, как уже говорилось, нет развернутой системы лейтмотивов. Взамен них композитор применил систему персонифицированных тембров, приданных отдельным персонажам. Так, Манилову сопутствует флейта, Коробочке - фагот, Ноздреву - валторна, Собакевичу - два контрабаса, Плюшкину - гобой. Эти интонационно-тембровые характеристики верно следуют за ними и в ансамблях, где герои действуют вне привычной для них домашней обстановки. Поддерживающая функция оркестра также проявляется весьма разнообразно. Наряду с простой дублировкой вокальной партии, Щедрин использует также своеобразное «музыкальное суфлирование», когда в оркестре подхвачено лишь начало фразы, а затем голос уже ведет мелодическую линию «на свой страх и риск».