Электронные настольные весы
09.06.2016Не просто конфронтация «разных музык», но и закономерность их сосуществования, выявление органического родства контрастного материла - сообщает внутренний смысл его произведениям. Все это было и в «Озорных частушках», и в «Поэтории», и в балете «Анна Каренина»,, и в Третьем фортепианном концерте. От разнообразия к единству, от хаоса к высшей гармонии - по такому направлению развивается движение звукообразов, организованное умным и расчетливым драматургом. В полной мере сказанное относится и к сочинению, о котором сейчас идет речь.
Каким же путем достигается внутреннее единство оперы в целом, равно как и ее основных структурных единиц? Можно вновь напомнить о рондальной композиции, где основное действие прослоено лирическими отступлениями, подающими «сверхкрупным» планом гоголевскую тему России. Однако в опере Щедрина действует другой композиционный принцип, также подсказанный Гоголем. При взгляде на поэму «с птичьего полета», четко проглядывает деление на два примерно равных по объему композиционных звена. В первом - представлена серия портретов, где обрисовано пять персонажей-типов, с которыми судьба сталкивает Чичикова. Во втором - задает тон динамика авантюрной пародии. Причем водораздел между двумя частями находится в середине II акта (плач солдатки перед сценой бала у губернатора) . В обеих частях композитор использовал во многом разные приемы композиционного объединения. Возможно вас заинтересуют электронные настольные весы.
Каждая из пяти сцен-портретов обладает индивидуальностью, присущими только ей темпом, ритмом и даже особым типом «интонационного прочтения». Однако им свойственны и некоторые общие черты композиции. Во всех сценах есть «ария-портрет», представляющая героя. Разумеется, это не ария в привычном смысле слова, а скорее монолог, где сконцентрирован комплекс интонаций, приданных персонажу, дана его характеристика. Такая ария-портрет соответствует описательным моментам поэмы, где Гоголь очерчивает внешний и внутренний облик своих типов. В опере портрет героя обрисован звучащим, интонируемым словом.