Прогрузка автоматических выключателей
09.06.2016Можно выделить по крайней мере три плана в интонационном решении партии Чичикова. Великолепной находкой, ставшей характерной приметой интонационного облика героя, представляются вокализации staccato, вновь напоминающие нам о традиции оперы-буфф. На примере этой реплики особенно очевидна нелепость причисления вокальных партий оперы Щедрина к категории речитатива. Достаточно попытаться произнести вслух, в обычной прозаической манере эту «многомудрую» фразу, как сразу станет ясно, что ни о каком стремлении омузыкалить речевую интонацию в данном случае не может быть и речи. Щедрин создает здесь обобщенный мелодический образ, где господствует чисто вокальное интонирование, наделенное жанровой характерностью. Подобного рода вокализы пронизывают партию Чичикова, но в особенной степени они сконцентрированы в его арии-триумфе из II действия. Возможно понадобится прогрузка автоматических выключателей.
Иным представлен Чичиков в диалогах, где он приноравливается к интонационному стилю собеседника, подлаживается под его манеру музыкальной речи. Но в моменты повышения «эмоциональной температуры» беседы порой прорывается его личная интонация, в которую выплескивается раздражение человека, столкнувшегося с неожиданными препятствиями. Нагляднее всего это проявляется в сценах торга с Коробочкой, игры в шашки с Ноздревым.
И, наконец, третий план интонационного решения партии Чичикова возникает там, где герой остается наедине, и ему уже нет необходимости надевать на себя «интонационную маску». Достаточно сравнить этот отрывок с ранее приведенным, чтобы сразу почувствовалось различие. Ничего не осталось от лощеной элегантности подачи тона. Здесь отражена интонация речи человека, полного досады на непредвиденную помеху, поставившую под удар его радужные планы. И это проявилось в неустойчивости интонации, быстрых сменах ее разных типов. Раздраженное восклицание («Чтоб вас черт побрал всех»), отмеченное раскатистым, «раздувающимся» интонированием слова «вас», с последующим стремительным понижением тона после ударного слова «черт», сменяется упругим, «уступчатым» восхождением («кто выдумал эти балы»).