Насосы нмш
09.06.2016«Гигантские шаги» интонации в «дебюте» Собакевича (начало II акта) словно имитируют походку неотесанного, неповоротливого медведя. Другой «интонационный жест» - настойчивые повторы тона gis с примыкающим а - подчеркивает тупость невежды, нудно долбящего в одну точку. Нетрудно убедиться, что речевая интонация дана здесь не в ее «натуральном» виде, а преображенной в интонацию музыкальную, в чем-то напоминающую о трактовке баса в операх буфф. Вокальная интонация дополняется «музыкальным жестом», выраженным чисто инструментально. Грузная, тяжелая поступь двух контрабасов служит фоном речей Собакевича. Появление на сцене Ноздрева сопровождается имитацией звона разбитой посуды (ударные) и молодецким посвистом (Zugflauto).
Для каждого персонажа Щедрин находит присущую его облику манеру интонирования, свою «интонационную маску». И это не прихоть музыканта, поскольку, как верно отметил Ю. Тынянов, «основной прием Гоголя в живописании людей - прием маски». Причем маска эта одинаково вещная и призрачна. Вместе с тем, она также и пародийна, поскольку (видоизменяя мысль Ю. Тынянова) сквозь интонируемое слово просвечивает второй план, пародируемый (завуалированные намеки на типичные «оперные» обороты-клише). Подобным же образом представлены в опере Щедрина и жанровые насосы нмш. В ней нет сравнительно развернутых построений четкой жанровой направленности. Сложившиеся жанры дают о себе знать в отдельных репликах, рельефных «интонационных афоризмах». Порой дается только намек на определенный жанр, достаточно, впрочем, ощутимый. Прием «обобщения через жанр» представлен в вокальной мелодии, отражающей новое ощущение музыкального времени, предельно насыщенного «интонационными событиями».