Сквозная линия
03.06.2016Другая, представленная развитием темы рефрена, напротив, весьма подвижна, изменчива на ее основе, собственно, и строится сквозное музыкальное движение. Однако в ключевых его точках проступает музыка вступления как конечный предел устремления, его итог. Сквозная линия, определяемая взаимодействием тезисов-провозглашений и последовательного становления, оттеняется двумя эпизодами, где в свои права вступает чистое созерцание. Но, как выяснится далее, функция наиболее важного из них - второго эпизода выходит за рамки первой части цикла. Это становится очевидным во второй части - Скерцо-токкате. Нет необходимости подробно останавливаться на ее строении. В ее основу также положена тема-тезис, близкая календарным мотивам-заклинаниям. Она подвергается всевозможным вариационным преобразованиям, оттеняется контрастным материалом, но вновь и вновь утверждает свое безусловное господство. Но главный, решающий контраст создается проведением второго эпизода первой части. На этот раз вместо кларнетов он поручен трем солирующим флейтам. И снова возобновляется ритмичный бег музыки, где вновь утверждается тема-заклинание, выступающая в различных тембровых одеяниях. Мечты о собственном доме не покидают вас? Пришло время воплощать их в реальность! Специалисты компании Фасад помогут создать его проект, учитывая все ваши требования и пожелания.
Точно также нет необходимости подробно освещать строение финала симфонии, представляющего классический образец темы с вариациями. Строгая, подчеркнуто диатоническая тема сначала подвергается обычному фактурному варьированию, сохраняя свою масштабную структуру последования двутактов по схеме (aba bi). Затем следуют более свободные вариации. И, наконец, тема утверждается в полную мощь своего эпического звучания. И лишь подобно отголоску звучат обороты темы рефрена первой части в небольшой коде-затухании. Уже в первом сочинении Щедрина для симфонического оркестра заметно стремление сочетать яркость контрастов с их объединением в рамках цельной композиции, пронизанной переплетающимися нитями взаимных связей. Однако осуществлено это композитором в Первой симфонии еще с известной оглядкой на традицию русского эпического симфонизма.